>>ПРЕССА<< "Я
человек своего пространства" "Экран
и сцена", февраль 2002 г.
Он
играл главные роли. И вдруг пустота.
Невостребованность. Ожидание,
ожидание… Оно занимает всего тебя.
Мигания красного огонька на
автоответчике. И так семь лет. Он был
готов к работе и понимал, что эту
ситуацию надо запомнить. Она страшна
для артиста в промежутке между
тридцатью и сорока. Какой нужно иметь
внутренний стимул, чтобы это
правильно прожить, быть всегда в
форме. Видимо, очень хотелось
победить и опять появиться.
-
Вы сильный?
-
Я вчера был другой, но может быть
сегодня я сильнее, чем вчера.
-
Как вы жили эти семь лет?
-
Скучная тема. Даже не хочу вспоминать.
Спасибо тому времени, надо его
отправить в биографию.
-
Вы из артистической семьи?
-
Моя семья не имеет никакого
отношения к театру и кино. Мама когда-то
в молодости хотела стать актрисой, но
не удалось.
После
окончания театрального училища
имени Щепкина Андрея не брал ни один
московский театр, ему говорили, что
его лицо для одеколона «Саша»,
популярного в 80-е годы. Он работал
фотомоделью, в те времена такое
оскорбительное – фотомодель. Потом
была киностудия «Ленфильм», долгие
пробы – так началась история с
жизнью Клима Самгина. Госкино
сомневалось: потянет ли молодой
актер такой материал. Через месяц
после начала съемок Титов сказал: «Да
вы талантливый актер!». После таких
слов он мог горы свернуть.
-
На уровне доверия, я
обожаю работать, можно сказать,
просто: «Андрей!..» А я уже понял. В
конце съемок чуть-чуть физически
устал – два с половиной года труда.
Но эмоционально я купался в этом
персонаже, это была моя пластика, мои
руки, моя какая-то ментальность.
Разумеется, я не Самгин, но я любил
его играть.
Через
год Андрея пригласил режиссер Игорь
Апасян на роль Хемфри ван Вейдена в «Морском
волке». А через несколько лет этот же
режиссер позовет его на роль
полковника ГРУ в телесериале «Маросейка,
12».
-
Вы снимались у Кшиштофа Занусси…
-
Это не все знают.
-
Как вы познакомились с ним?
-
Я посмотрели фильм «Синий»
Кесьлевского, и со мной что-то
произошло. Я открыл для себя этого
режиссера. Понимал – я его не знаю, он
меня не знает, но вот, случилась
любовь, и подумал, а вдруг… И я
обнаглел. Написал ему письмо: хочу с
вами работать. Послал свое портфолио.
Вскоре мне позвонил Кшиштоф Занусси
и сказал: «Кшиштоф Кесьлевский кино
снимать не будет». И когда я
просто услышал Кшиштоф Занусси,
мне хотелось спросить: «Вы шутите?
Это правда или нет?» Но это была
правда. Он мне сказал тогда: «Вы мне
интересны и я хочу с вами работать».
Вот и все. Я сделал такой шаг и снялся
в картине «Брат нашего бога» по пьесе
Кароля Войтылы, нынешнего Папы
Римского. Официальная премьера
прошла в Кракове во время его визита
в Польшу. У съемочной группы была
аудиенция, мы прикладывались к
священному перстню. Занусси
мне дал ощущение таких крыльев! Мне
повезло. И Польша меня тогда удивила,
и поляки – как они хранят традиции
культуры и память о том, чем была
Польша.
В
театр Андрей попал не сразу,
только в 1989 году. В то время Новый
драматический возглавил Борис Львов-Анохин.
-
Кем для вас был этот человек?
-
Для меня он режиссер невероятной
интеллигентности и
интеллектуальности одновременно,
симбиоз просто человека, режиссера и
личности.
В
Лондоне Львов-Анохин увидел
спектакль «Опасные связи». Несколько
лет он вынашивал идею этой
постановки в своем театре. А когда
ставил, главную роль предложил
Руденскому. Возможно, театр и не
сложился бы в жизни Андрея, если бы не
было этого приглашения.
-
Как вы думаете, чем вызвано появление
такого количество театральных
версий и кинофильмов по роману
Шодерло де Лакло «Опасные связи»?
-
Такая тема – она вечна, видимо,
донжуанство Вальмона всегда будет
интересно. Недаром если к роману
обращаются постоянно и делают версии
в современных костюмах, значит, вне
времени все эти конфликты. Стивен
Фрирз снял фильм «Опасные связи» с
Глен Клоуз и Джоном Малковичем, хотя
я считаю более удачным фильм Милоша
Формана «Вальмон», он тоньше,
интереснее.
А
в жизни с Андреем случилась
удивительная история. Сюжет
разворачивался в Нью-Йорке. Глен
Клоуз играла на Бродвее мюзикл
Вебера «Сансет Бульвар», а приятель
Андрея - американский сценарист –
был с ней знаком, и после спектакля
представил звезде Андрея Руденского.
Состоялось знакомство русского Вальмона
и американской маркизы де Мертей.
После
семилетнего перерыва в кино Андрей
начал сниматься два года назад в
телесериалах «Маросейка,12», «Империя
под ударом», «Остановка по
требованию», «Каменская-2», «Время
любить», в фильмах «Повелитель луж» и
«Клетка».
-
В «Остановке по требованию» вы такой
процветающий бизнесмен!
-
Я преуспевающий, странно-влюбленный
в замужних женщин. В первых сериях
ощущение от моего героя не самое
привлекательное, а потом все
меняется. Я пытался в «Остановке по
требованию» разговаривать с моей
возлюбленной именно от самого себя,
словами, которые идут не от
кокетничанья, не от того, каким бы я
хотел, чтобы она меня увидела:
преуспевающим, брутальным, щедрым, а
чтобы мое настоящее во мне говорило.
Я пытался ее привлечь, открыть себя, и
чтобы любимая откликнулась, но она не
отозвалась. В определенном возрасте
начинаешь понимать, что ты не
привлечешь человека, если будешь
работать или жить в маске, это будет
ложь и лукавство. Истинное придет в
твою жизнь тогда, когда ты сам будешь
настоящим.
-
Вы в хорошей форме, молодо выглядите.
Что-нибудь делаете для этого?
-
(Хохочет) Конечно, делаю, а как же, все
делаю. Я хочу оставаться молодым, это
не убегание от возраста и не борьба с
природой, скорее соответствие ей. Это
даже мое не актерское, а личное ото
всех. Я люблю форму, без которой нет
содержания,- они всегда вместе. Люблю
красивых людей, люблю красивые вещи.
-
Эстет!
-
Да нет, это не эстетством называется,
это нормальное отношение к людям, мы
должны искать во всем красоту.
-
Раз уж подошли к красоте,
какие стили в дизайне вам ближе?
-
Мой опыт дизайнера крайне скромный. А
нравится линия модерна рубежа веков,
люблю современные формы, очень
близок японский стиль, японская
эстетика дизайна. У японцев это
философия, они живут в этом, берут в
руки чайную чашку и именно эту чашку,
потому что сейчас лето, а зимой ее
использовать уже
нельзя, и читают танку, которая
именно этой чашке посвящена. Люблю
такой взгляд на предмет. Я и вещи так
выбираю, которые ношу, которые меня
окружают – на уровне моего отношения.
-
Что читаете? Какой литературе
отдаете предпочтение?
-
У меня нет определенных пристрастий,
но не люблю детективы, не моя тема.
Впечатление производят те авторы, о
которых меньше говорят. Последним
потрясением был роман Владимира
Шарова «Репетиции». Люблю
эксклюзивные вещи, не массовые.
-
А в музыке?
-
Всеяден. Люблю классику, Шер с
Рамазотти, тенденцию совмещения
европейской музыки
с этнографической. Моцарт в
арабской обработке – сумасшедшая
идея. Люблю низкий испанский
гортанный женский вокал, когда поют
непонятно чем, нутром поют. Нравится
современный композитор Збигнев
Прайслер.
-
Любите путешествовать?
-
Люблю, очень люблю путешествовать
ради города, ресторанов, магазинов и
улиц, ради всего просто. Люблю
зарубежные аэропорты, нравится
ощущение этих «городов». Не люблю
прилетать в «Шереметьево-2». (Смеется)
-
Самое яркое впечатление от последней
поездки?
-
Рим, наверное. Такое ощущение, что я
там жил. Город сюрпризов и метаморфоз!
Когда ты видишь Боттичелли в музее,
ты понимаешь, что никогда не надо
смотреть репродукции и альбомы по
живописи, потому что от его картин
реально исходит вибрация, и кожа это
чувствует.
-
А Москву полюбили?
-
Я давно люблю Москву, еще до того, как
в ней появился.
-
Дом-то у вас есть?
-
Нет, но скоро будет. Пока снимаю.
Конечно, это не твое и ты не можешь из
предоставленного мира сделать свой,
как ты хочешь,- это мешает. Потому что
я человек своего пространства, часто
придуманного, спроектированного,
сконструированного, которое я вижу и
хочу сделать,- вот это бывает трудно.
-
Значит, дом есть, пусть он и временный.
-
Да, не бомжую. (Смеется)
-
Образ есть у вашего дома?
-
Синий. Синее стекло, синие «штучки».
-
Какой вы дома, никому неизвестный?
-
Печальный, наверное. Вспомнишь
скульптуру Родена, и хочется так же
сесть у себя дома, понимаете ли.
-
Письма любите писать?
-
Нет, я люблю живой голос, как у Кокто.
Я люблю телефонную трубку, где бы
человек ни находился, на каком конце
земного шара,- нет расстояний и
преград – есть голос.
-
Вы увлекающаяся натура?
-
Да-а-а!
-
Не мешает ли это вам?
-
Нет, наоборот, вот тогда я становлюсь
мальчишкой.
-
Странности у вас есть?
-
Вот странность, что я собираюсь пойти
на спектакль, а потом посмотреть два
фильма. Люди считают – это странно. А
мне хочется что-то поймать, найти. Вот
в этом, наверное, я
странен. Я слишком неугомонный в
поиске бываю.
-
Друзей у вас много?
-
Окружения много, а друзей мало.
Мандельштам сказал: «…мы друзей
находим по приметам…» По приметам ты
чувствуешь: с человеком можно
общаться. Бывает даже одной фразы
достаточно или одного слова, видишь,
как губы сложены, как глаза смотрят,
понятно, что ты будешь общаться, тебе
он интересен, ты кого-то обретаешь.
-
На премьеры к друзьям ходите?
-
Я не так часто хожу и к друзьям и не к
друзьям. Опять же, радуют мало. Знаете
анекдот про елочные игрушки? 31
декабря мужчина приходит в магазин и
сдает коробку с игрушками. Продавец
спрашивает:
-
Что-то сломано?
-
Нет, все игрушки в порядке!
-
Цвет не понравился?
-
Нет, нормальный, яркий.
-
На елке плохо висели?
-
Нет, хорошо.
-
Что ж такое?
-
Ну, не радуют!!!
Я
всегда жажду найти талант во всем и
везде и очень радуюсь, когда нахожу,
могу позвонить этому человеку, но, к
сожалению, приходится звонить редко.
-
Сейчас некоторые артисты уходят в
бизнес, открывают клубы, рестораны. У
вас не было таких мыслей?
-
У меня не логический ум, поэтому
бизнес и я – разные вещи. Бизнес не
может быть чувственным – это
жестокое явление.
-
Актерство – тоже жестокая профессия!
-
И самая зависимая, потому что пока
кто-то о тебе вспомнит или позовет,
или твоя фотография попадется на
глаза – это тоже лотерея. Сначала все
идут в артисты, чтобы выйти в звезды.
А насколько профессия трудна, сразу
никто не отдает себе отчета. Такое
понимание дается с опытом.
-
Кризис среднего возраста пережили?
-
По ощущениям, конечно, возраст
присутствует, и ты задумываешься о
нем. Но я недавно вывел для себя
формулу – возраста нет, есть наше
состояние. Мне 42, и это относительно.
Я люблю ночные клубы, я люблю
выпивать, танцевать, тусоваться, я
люблю смелые одежды. Может, организм
больше всего дает почувствовать наш
возраст или внешние проявления, все
остальное – это дело только нашего
разума и эмоционального фона. Я
освободился от страха, что старею.
-
В этой жизни кто-нибудь приблизился к
вам?
-
Иногда бояться приблизиться, я знаю.
Почему? Вспоминается всегда Цветаева,
она умела на эту тему говорить: « …Мое
счастье зависит от внимания или от
нежности первого встречного
человека». И я очень реагирую на
искреннюю теплоту, раскрываюсь.
-
Но бывает такое растворение, когда…
-
… Тогда пишут стихи, снимают фильмы.
Этого растворения ждут всю жизнь. Я
никогда не боялся страдать. Многие
люди бегут от любви, знают – она
несет страдание. Никогда не
заглядывал, что завтра будет конец,
потому что мне сегодня хорошо. Буду
завтра страдать – значит, буду, потом
все пройдет, придут новые увлечения.
Не могу сказать, что люблю страдания,
я не мазохист, но от них не бегу, я
воспринимаю их как часть жизни.
Некоторые люди запрещают себе это.
-
Артисты тоже?
-
Артисты тоже люди.
-
Никогда не пытались заглянуть в
будущее?
-
Я не люблю заглядывать в завтрашний
день, он будет таким, каким я
постараюсь его сделать. Не могу
сказать, что я человек сегодняшнего
дня, все равно думаю о «завтра», но
заглядывать не люблю. Это покрывало
Изиды. Зачем это делать? Это тайна.
-
Что бы вы хотели сыграть в кино?
-
Идти на какие-то компромиссы только
ради денег не хочется, хочется
работать. Давно мечтаю сыграть
Александра Блока. Нашелся человек,
который написал сценарий,
петербуржец, режиссер.
-
Точка притяжения у вас – Санкт-
Петербург? Тянет туда, где было когда-то
хорошо, и вы раскрылись, сыграли свою
лучшую роль?
-
Может, лучшая роль еще впереди. Я
никогда не ставлю точек.
-
Чего вы боитесь?
-
Не люблю слово страх, есть сомнения и
мысли, я не люблю отрицательных слов
в моем сознании. Есть даже не страхи,
а скорее желания. Есть желание
работать, быть здоровым, найти вот
это проникновение и слияние, есть
желание, чтобы моя мама была молодой
и здоровой, чтобы все вокруг были
благополучными, устроенными и
счастливыми. Вот из таких желаний и
влюбленностей складывается эта
доска, шахматная наша жизнь с
фигурками.
Марина
АРВЕЛИ
----------
|