биография
фотографии
пресса
ссылки/баннеры
разное
гостевая
книга
форум
чат
архив
новостей
©
2002-2007
mailto:qwwi@mail.ru
|
>>ПРЕССА<< АНДРЕЙ
РУДЕНСКИЙ: "Актер бывает или
плохим, или хорошим"
"Взгляд",
5 марта 2007 г.
"Любая
звезда на Западе снимается в рекламе
– это наша работа. Это нормальный
товарообмен. Мы, актеры, – товар, и
нас покупают"
Его
первая роль в кино стала не только
его визитной карточкой, но и
наверняка той самой главной ролью, о
которой мечтают все актеры. О том,
почему он не поехал после окончания
Щепкинского училища в провинцию, что
было после «Клима Самгина», и о своих
несбывшихся ролях Андрей Руденский
рассказал корреспонденту газеты
ВЗГЛЯД Андрею Морозову.
–
Андрей, правда, что вы не любите,
чтобы к вам обращались по имени и
отчеству?
– В этом плане я человек
европеизированный. Нигде в мире
никто никого не называет по имени и
отчеству. Мне кажется, что это
правильно, потому что отчество
придает некое псевдоуважение. Может
быть, это и настоящее уважение, но мне
кажется, что если ко мне будут
обращаться просто по имени, то это
будет демократично.
–
Может, вас смущает, что отчество
подчеркивает возраст?
– Нет, не поэтому. Я буду
предпочитать обращение по имени в
любом возрасте.
–
Для актера важно ощущение возраста?
– Оно для любого человека важно,
независимо от того, актер он или нет.
–
Недавно Сергей Соловьев закончил
съемки «Анны Карениной», где 27-летнюю
Каренину играет 50-летняя Друбич...
– Но она же не выглядит на 50 лет. К
тому же есть классические истории. В
свои 45 я пережил свою боль, что больше
не смогу сыграть князя Мышкина. Но
понимаете, есть классические роли,
они вне времени, – тот же Мышкин или
та же Анна Каренина.
–
Вы хотите сказать, что в 40 лет можно и
Ромео сыграть?
– Нет, это немного другое. Ромео –
это постижение мира, открытие себя. В
40 лет его не сыграешь.
–
Ваша первая роль в кино – Клим Самгин.
Эта работа была интересна и тем, что
вам довелось сыграть героя от юности
до почти старости.
– Крайне любопытно и интересно было
его играть. По сценарию в конце
фильма Самгину 40 лет, и я играл его
сутулящимся, чуть-чуть волочащим
ноги, с размеренной походкой. Мне
сейчас 48 лет, но я не сутулый и ноги я
не волочу, потому что нынешние 40-летние
совсем другие, чем те, которые были в
начале прошлого века, – они раньше
старели. Мне
было легко играть Самгина, наверное,
еще и потому, что рефлексия моего
героя была присуща мне, как она
присуща любому здравомыслящему
человеку.
–
В этом фильме вашими партнерами были
настоящие мастера советского кино.
Ваша работа с ними – это школа
мастерства или общения?
– Скорее это была школа общения и
правильного нахождения молодого
актера среди глыб советского кино. Ни
один из них не относился ко мне
агрессивно, как к молодому актеру.
Обстановка на площадке складывалась
такая, что мне было удобно. Они
понимали меня. Я тянулся за ними и
должен был соответствовать уровню
Глузского, Гундаревой, Джигарханяна,
Проскурина.
–
Они помогали вам?
– Чтобы они говорили мне: «Андрей,
вот тут сделай вот так, а вот там –
так» – такого не было. Может, они
видели мою самодостаточность.
–
А какие отношения сложились с
режиссером Титовым?
– У нас было поразительное чувство
друг друга. Стоило ему сказать: «Андрей,
вот тут…» – и я уже знал, что именно
надо сделать. Честное слово, мы
понимали друг друга на каком-то
молекулярном уровне. Как-то
через полтора месяца съемок он
посмотрел отснятый материал и сказал
мне: «Знаете, Андрей, вы –
талантливый актер». После таких слов
у меня словно крылья выросли.
–
Мне кажется, что он дал зрителю два
ключика к пониманию фильма – романс
на стихи Лермонтова, проходящий
лейтмотивом через весь фильм, и глаза
вашего героя.
– Совершенно верно.
–
Возможно, во втором есть заслуга и
оператора, но скажите, как он научил
вас сыграть просто взгляд?
– Это заслуга и Титова, и оператора
Владимира Ильина, который меня очень
любил. Без любви работать вообще
нельзя. Меня любили на съемках, и
поэтому оператору удалась пластика
крупного плана. Мне давали свободу, и
я купался в ней. Я был Климом Самгиным
все два с половиной года съемок.
–
А потом была слава и забвение?
– Забвения не было. Было какое-то
время, когда я оказался без работы, не
был востребован. Но это было не после
Самгина, после него я снялся в
нескольких фильмах: «Морском волке»,
сыграл Ставрогина в «Бесах» и роль
Лисницкого в «Тихом Доне» Бондарчука.
–
Сейчас пишут, что Бондарчук – дутая
фигура. Это правда?
– Кто дутая? Сергей Федорович?!.. Да вы
что! Это феноменальная личность!
–
Но его «Тихий Дон» вызвал у многих,
мягко говоря, удивление.
– Надо делать скидку, ведь он снимал
его уже будучи старым человеком. С
другой стороны, фильм снимался для
европейцев, а для этого нужна была
другая стилистика, другая эстетика
съемок.
–
И получится как в американском «Онегине»:
Татьяна Ларина поет романс
Дунаевского «Ой, цветет калина», ибо
американцы почему-то считают, что это
очень старинный русский романс?
– Может быть. Но Сергею Федоровичу я
благодарен, работу с ним я вспоминаю
с удовольствием. Он грандиозная
личность – и как человек, и как
режиссер. Он – эпоха.
–
Ваша мечта сыграть Блока так и не
сбылась?
– Я очень долго хотел его сыграть,
мне кажется, что у нас есть некая
внешняя схожесть. Я разговаривал об
этом с известными блоковедами и
заручился их поддержкой. Как-то меня
познакомили с одним питерским
режиссером, он хотел снять фильм о
Блоке, но из-за денег фильм не
получился. Но
Блока я все равно сыграл – в фильме
Безрукова «Есенин». Мы с Сергеем
сыграли сцену знакомства двух поэтов:
Есенин пришел к Блоку и тот
благословил его.
–
В одном из интервью вы сказали, что
хотели бы быть элитарным актером…
– Я такое говорил?.. Мне кажется, что
это тот случай, когда журналист что-то
добавил от себя. Вот по-вашему, что
это такое – элитный актер?
–
Не знаю, но есть же элитные режиссеры…
– Если в этом плане, то нам всем
хотелось бы сыграть в тонком
красивом кино. Но что такое «элитный
актер», я все равно не понимаю. Есть
элитные квартиры, машины… А актер –
он или плохой, или хороший.
–
Вы больше снимаетесь в кино. Почему у
вас не получилось романа со сценой?
– Да, начинал я в кино. Спустя три
года меня пригласил в свой Новый
драматический театр Борис Львов-Анохин.
Там я проработал 12 лет и ушел, потому
что понял, что я не человек труппы и
не могу зависеть от коллектива. Я
приходил в театр и играл свои
спектакли, очень любил «Опасные
связи», где у меня были замечательные
партнеры.
–
Совесть не мучает, что не получилось
прижиться в театре?
– Нет, так складывается моя жизнь.
Значит, надо принимать ее такой,
какая она есть. Один раз я согласился
поучаствовать в антрепризе. Мне
предложили сыграть Каренина, но
проект не состоялся по каким-то
причинам. Я сыграл бы Каренина по-другому.
Мне кажется, что он не отрицательный
персонаж, его раньше так играли.
Отрицательность надо искать в самой
Анне – она истеричная, взбалмошная
дама. Каренин – страдающий, теряющий
семью человек, у которого есть свои
правила игры в жизни и свете. Я
оправдал бы его.
–
Вы часто так рассуждаете над своими
ролями?
– Да. В сериале «Клетка» я играл
психиатра, отъявленного негодяя, но я
не играл плохого человека. Я играл
нормально разговаривающего человека,
а негодяй получался потом…
–
На съемочной площадке многое зависит
от режиссера, но не меньше и от
взаимоотношений между актерами. У
вас случались дискомфортные
ситуации во время съемок?
– Конечно, мы ведь все люди. Бывает,
что есть контакт, а бывает, что его
нет. Но надо настраивать себя и быть
немного дипломатом, хотя бы полчаса,
на время съемок. Дипломатия помогает.
Кстати, случается, что контакт может
отсутствовать и с режиссером.
–
После окончания Щепкинского училища
вы пошли работать моделью к
Вячеславу Зайцеву. Как решились на
такой серьезный поступок?
– Да, это был серьезный поступок, но
тогда я не знал об этом. Тогда меня не
взял ни один московский театр, а
ехать по распределению в провинцию
мне не хотелось. Я начал снимать
квартиру, она стоила сто рублей. Эти
сто рублей мне где-то нужно было
зарабатывать. И я пошел работать
фотомоделью. Меня осуждали, в те
времена эта работа считалась чем-то
грязным. Но я зарабатывал деньги,
чтобы жить и платить за квартиру.
Через полгода я попал на пробы
Самгина.
–
Вы у Зайцева костюмчики показывали?
– Да. Это была хорошая школа. Там было
много фотосессий, и именно на них я
понял, что такое объектив и как с ним
можно общаться. Именно на этих
фотосессиях я понял, какие ракурсы
мои, понял важность пластики лица,
руки в кадре. Играть состояние – без
слов – очень сложно, гораздо сложнее,
поверьте.
–
Сейчас согласились бы что-то
рекламировать?
– Согласился бы. Все зависит от
товара и суммы гонорара. Любая звезда
на Западе снимается в рекламе – это
наша работа. Это нормальный
товарообмен. Мы, актеры, – товар, и
нас покупают.
–
Зачем вы так цинично?
– Да, это цинично, но мы в самом деле
товар и нам платят за это деньги в
кино или в театре. А завтра мне
заплатят за мою внешность в рекламе.
А послезавтра я буду работать на
озвучении документального фильма и
мой голос тоже будет товаром.
–
Каждый актер мечтает о популярности.
Вы мечтали сыграть князя Мышкина, а
была уверенность, что его поймут наши
современники?
– Мне кажется, что его смог бы понять
православный человек.
–
А у нас есть такие?
– Есть много играющих в православие
с модными течениями, а есть истинно
верующие. В
свое время я был просто болен этим
персонажем, даже сделал инсценировку
на английском языке и поехал в
Америку в надежде поставить ее там.
Там я провел две недели с моим
знакомым американским драматургом. И
все эти две недели я объяснял ему
чуть ли не каждую фразу: почему
Мышкин тут говорит вот это, а тут –
другое. Их сознание оказалось
похожим на непробиваемую стенку. Он
никак не мог понять, что имел в виду
Мышкин, сказав то-то и то-то…
–
Устали объяснять?
– Устал.
–
Что-нибудь получилось?
– Ничего не получилось.
Андрей МОРОЗОВ.
----------
|